На велосипеде в -40, выбор зимней смазки, личный опыт.
Автор статьи SHVEDe34vsjzx9
Иркутск, Россия
Я люблю кататься на велике круглый год, но зимой в Сибири морозно и приходилось в самый холодный период сидеть дома.
Для сторонних людей — катание на велосипеде зимой это дикость, потому что они думают, что на двух колёсах более скользко и холодно передвигаться, чем пешком. Конечно ездить зимой по обочине улиц и трасс плохая идея, тем более ПДД запрещает на великах и мопедах катать по дорогам в зимний период Но по тротуарам — почему бы и нет.
Но на самом деле вовсе не скользко и не холодно, хотя есть свои нюансы, типа того что весь потный под курткой приезжаешь и распаренный.
Однако про главную проблему зимнего катания мало кто говорит. И это — загустевание смазки во втулках и катастрофическое падение наката. Это и не весело и иногда откровенно тяжело физически.
Например на своём мтб Старке летом я езжу по одному участку пути на 6 скорости на большой передней звезде со скоростью 30кмч .И не напрягаюсь вообще
А зимой в -30 мне на том же участке приходилось переключать на 4-5 передач вниз, чтобы хоть как то ехать и скорость была не более 15кмч, при этом сил тратилось вразы больше, чем летом на 30кмч.
Могу предположить, что надо тратить сил раза в 4 больше, словно у тебя прицеп сзади. или как будто ты везёшь пассажира.
Летом я могу легко катнуть по городу 35км, а зимой в -30 километров 8, и не потому что я замерзаю. И это на смазке Шрус, а если у вас стоковая заводская смазка из Китая то ваш велик вообще придётся толкать при -30, у него колёса почти не будут крутится.
Да езда по присыпанным снегом тротуарам несколько более тягучая чем по чистому асфальту, и этот фактор немного ворует накат, но по сравнению с густеющей смазкой это несущественое влияние.
Зима конечно бывает разная, я говорю о катании в -20 и ниже, а при -5 можно и ничего не заметить.
Но бывало что я и в -35 выкатывал свой старый велик с солидолом или шрусом во втулках и это было похоже на велотренажёр. Он просто не едет, иногда легче пешком идти чем педали крутить. Затрачивается огромное количество сил, как будто едешь на фетбайке, или на спущенных в ноль колёсах
Но я как то не думал на эту тему, считая, что никак исправить такое положение вещей нельзя
и какое то время даже думал что причина плохого наката просто в рыхлом снеге а не в смазке.
А в прошлом году купил зимой по скидке новый велик, и там во втулках была стандартная китайская смазка, прозрачная такая. Которая даже хуже солидола и даже при -5 уже тупила, а при -10 просто не ехала никак, даже 10кмч давались с трудом.
И моему терпению настал конец, я решил заняться этой темой . Кроме покупки облегчённых покрышек я заменил китайскую смазку на смазку Шрус, и велику полегчало. Он стал более или менее ехать при -10, и сдувался только при -15 и ближе к -20 .
Затем по советам из интернета смешивал Шрус с маслом для швейных машинок и керосином.
Это помогало, но не сильно. Мне этого было мало, я хотел бескопромиссную смазку, которая до -40 почти не теряет своих свойств. Однако пока я экспериментировал с шрусом зима уже кончилась.
А если говорить о летнем катании, то вообще пофиг какая там смазка, они летом все одинаково едут, в отличии от зимы.
К новому сезону я начал готовится уже осенью, посмотрев немногочисленные тесты зимних смазок на ютюбе .
Был намечен список приоритетных вариантов : В лидерах были Ravenol arctic green grease (AGG 2), Liqui Moly Thermoflex Spezialfett, и отечественный ЦИАТИМ 221 и его производные.
Однако ничего из этого (Кроме Ликви Моле которая стоит 1600р за 400грамм, что уж очень дорого) в местных автомагазинах не нашлось, а морозы уже начинались.
И пришлось купить VMP auto Nord MC-1400, эта смазка была в наличии в местных магазинах, но встречалась редко. как там написано "температура прокачивания до -53" Стоила она в районе 300+ рублей за 400 грамм.
К тому времени я перешёл на втулки на промподшипниках, и забил эту смазочку туда .
И результат меня устроил, тем более за такие деньги. По сути ухудшение наката до -20 если и заметно, то незначительно, хотя в период оттепели до -5 всё таки понимаешь что скорости прибавилось процентов на 30
А вот если температура -25 и ниже, то уже идёт заметное даже слепому ухудшение наката, буквально раза в два, три
Выражается в том, что ты выезжаешь из дома, велик стоял в тепле, минут 5-7 он мчится, а потом почти мгновенно ты словно заезжаешь в кисель.
И дальше ты можешь ехать, но уже только в неспешном режиме 10, максимум 20кмч против тех 25-35кмч, что я мог бы ехать летом, или зимой в первые 5 минут покатушек пока велик не замёрз.
Итак : Смазка Норд хороша, тем более за свои 300-400р . Хотя сейчас вроде как прошёл ребрендинг и Нордом зовётся mc-1600, у которой нижняя граница по данным производителя вроде как до -60.
Но надо понимать, что если написано -60, это не значит что смазка до -60 не изменит свои свойства, это просто значит что при -60 она превратится в совсем в камень или очень густую массу, которую невозможно провернуть.
А по факту если у Шруса написано до -40, то на деле накат не станет мерзким до -15, а в случае с Нордом или Циатимом -60 означает до -20, -25
И если для автомобилиста загустевание смазки значит, что нужно просто потратить больше топлива на поездку и он может даже этот эффект не заметить.
То велосипедист имеет ограниченный крутящий момент и для него даже небольшое ухудшение наката — существенно.
Далее уже в разгар зимы я обнаружил на сайте обьявлений — ЦИАТИМ-221, та самая советская, военная, полярная авиационная смазка овеянная мифами и легендами.
Купил у частника банку 800гр за 800 рублей. Срок годности вроде как ещё не вышел (5 лет).
Смазка поначалу озадачила, так как в банке она была густая как засахарившийся мёд .
Однако это просто корка сверху, и если копнуть, в глубине банки она как зубная паста.
Но такой эффект намекает на то, что смазка впитывает в себя воду и превращается в густую массу, да ещё и теряет свои морозостойкие свойства.
То есть это смазка гидрофобная и скорее для высоких температур, чем низких. Хотя есть более современные модификации, которые не впитывают воду из воздуха.
Кроме того смазка имеет довольно сильный, резкий, неприятный запах, напоминающий уксус. Настолько сильный, что поначалу даже в метре от велосипеда это чувствовалось
Покатушки по морозу показали, что ЦИАТИМ не особо отличается от Норда, ничего чудесного я там не обнаружил. При -25 точно так же начинается ступор . при -35 едешь как улитка.
Но ехать можно, хоть и не спеша, но это не то, о чём мечталось — о том, чтобы быть таким же быстрым и накатистым как летом.
И остался последний вариант — купить Равенол, смазку которая является королём всяких тестов.
Пришлось заказывать, причём забавно, что официальный онлайн магазин Равенол в России я поначалу избегал, так как принял его за какой то подозрительный сайт.
Дело в том, что их вк сообщество и сайт уж слишком весёлое, там полно мемов про Равенол и прочих шутеек и частушек (типа рекламы чёрной пятницы с чернокожими пацанами сидящими на бочке Равенол и слоганом "экономь по чёрному")
Просто это как то не вяжется с пафосным немецким брендом.
Но потом понял что это оффициалы, заказал тюбик 100 грамм, который стоил 440р плюс 300р доставка.
Прислали быстро, упаковали хорошо, сервис на высоте.
Забил я этот Равенол во втулки, но испытать не удалось, так как весь Январь стояла погода от -5 до -15
Естественно в таком диапазоне все испытуемые смазки ведут себя хорошо, даже Шрус.
Но вот наступили морозы, выкатил я велик в -30 и … ничего нового . 5-7 минут и смазка замерзает.
Ездить в -30,35 можно, но в режиме улитки. и никакого ощущения полёта и свободы))
Причём во всех трёх случаях я использовал одни и те же колёса, шины и велосипед.
В случае с Равенолом я даже расстегнул оба v-brake тормоза чтобы исключить трение о колодки, несмотря на то что я тормоза регулярно настраиваю и колесо крутится свободно. Расстенгув тормоза понял что это ничего не меняет и дело во втулках, точнее в смазке и морозе
В общем выводы такие, что НОРД, ЦИАТИМ-221, и AGG2 не особо друг от друга отличаются . по крайней мере по субьективным ощущениям . Они все лучше Шруса, Солидола и я уверен что они лучше 90% смазок на рынке, которые не являются морозостойким и на них как и на Шрусе написано "до -40"
И если китайская ноунейм (а может и не китайская, всё таки Стелс и Старк российский бренд великов) прозрачная заводская смазка, которая забита во все втулки и подшипники по дефолту — обеспечивает комфортный накат лишь при 0 градусов, при -10 ехать почти невозможно
То Шрус при -15 комфортное, при -25 почти невозможное
А Герои этого обзора обеспечивают комфортный накат до -20, -25, а при -30, -35 накат уже плохой, при -40 невозможный.
Что делать дальше я не знаю, может быть стоит закладывать в пром подшипник лишь капельку смазки, а не забивать его до отказа.
либо ездить зимой вообще без смазки, думаю куплю на алиэкспрессе запасные промы, вставлю в втулку, и без смазки катну)
Вообще не знаю, может быть бывает какая нибудь смазка типа мелкого порошка, которая не реагирует на температуру.
Тот же Равенол ведь тоже графитовая вроде, но я это себе представлял как растёртый в пыль грифель карандаша .
- Подпись автора
---