Дерзкое даже по меркам криминального мира убийство трех инкассаторов в центре Москвы в очередной раз напомнило об опасности денежных перевозок в России.
В Центробанке надеются, что подобных нападений больше не будет. С сегодняшнего дня инкассаторы будут перевозить деньги в специальных кейсах.
Сбербанк купил 420 таких контейнеров. При несанкционированном вскрытии все банкноты окрасятся несмываемой краской, то есть станут непригодными. "Московский Комсомолец" взял интервью у руководителя инкассаторской службы нескольких крупных банков. Эксперт уверен: это не спасет инкассаторов от бандитов.
Как рассказал эксперт "МК", все инкассаторы должны быть крепкими мужчинами, по сути, это носильщики. Иногда в день по московским пробкам они объезжают 80 точек. Деньги перевозятся в специальных мешках, как для картошки, каждый из которых весит в среднем полцентнера. Поэтому в России нет ни одного инкассатора в юбке, отметил специалист.
Согласно инструкции, в машине должны быть два инкассатора и охранник. Если один из них не соответствует каким-то критериям мужской дружбы, то он выпадает - двое выживут третьего. Если неформальную проверку он пройдет, то становится членом бригады. Это очень сплоченный коллектив, подчеркивает специалист. Если увольняется один, обычно это значит, что в другой банк уходит сразу вся бригада.
Старший в бригаде - водитель-инкассатор. Он никогда не покидает машины, а деньги заносит и выносит его напарник, которого называют "сборщиком". Именно водитель принимает решение в случае нападения оставить раненого напарника и уехать с деньгами. Из троих членов бригады обязательно застрахован только один, охранник.
Инкассаторский автомобиль всегда бронированный, окна в нем не открываются. Банки помельче покупают "Соболи", покрупнее - джипы. По надежности сегодня все инкассаторские броневики примерно одинакового уровня. Обстрелы им не страшны, потому на движущийся автомобиль никогда не нападают. Если не считать инсценировки ДТП, добавил эксперт.
"Черный" нал
Есть такое понятие в финансовых кругах, как "банк-помойка". Там обналичивают средства. Загоняют туда "черные" деньги, а забирают "чистые". "Помойки" - главные кормильцы для инкассаторов. Сейчас за обналичку денежных средств платят от 4 до 6%. В этих деньгах изначально заложен процент за перевозку.
Соотношение легальных и нелегальных перевозок сегодня в России примерно один к пяти. При этом "черной" инкассацией занимаются подчас в свободное от работы время, после законной смены. За это перевозчики получают в несколько раз больше, чем их официальная зарплата. К примеру, в Москве на "черных" перевозках инкассаторы зарабатывают в среднем до 150 тысяч рублей.
Во время таких подработок они могут быть одеты в гражданскую одежду, передвигаться на обычном автомобиле и поодиночке. В последние годы "белые" инкассаторы тоже часто ездят в гражданской одежде, а не в униформе, чтобы не привлекать лишнего внимания. Часто для нелегальных денежных перевозок привлекают ЧОПы. В машину на переднее сиденье садится человек в каске и бронежилете, с автоматом, а сзади размещается кассир с чемоданом.
Метроперевозчики
Самые большие деньги перевозят в метро, утверждает эксперт. Метроперевозчиков вычислить нереально, если только не "сдадут" свои. Обычно для этих целей привлекаются молодые люди. Везут деньги они не в чемоданах, а в спортивных рюкзачках. В последнее время деньги в метро стали перевозить в пакетах, которые бесплатно дают в гипермаркетах.
Если перевозчика в метро остановят милиционеры и отберут деньги, это уже не его проблема. Хозяева денег найдут способ вернуть их из отделения, уверяет эксперт. "Черные" деньги воруют реже, чем легальные, и обычно только по наводке одной из двух сторон. Так что заказчик вычисляется моментально, и никто рисковать здесь не будет. Бывают и полулегальные перевозки, когда деньги везут официальные инкассаторы, однако с нарушением инструкции Центробанка и без оформления документов.
За последнее время не было случая, чтобы перевозчик "черного нала" скрылся от заказчика. Он прекрасно понимает, что за деньгами стоят серьезные люди. Тем, кто зарабатывает миллионы долларов в месяц, ничего не стоит вырезать всю семью этого человека, сказал эксперт "МК". В роли наводчиков периодически выступают банковские служащие. Сами инкассаторы тоже бывают наводчиками для бандитов. Им обещают "долю", но, как правило, в живых не оставляют.
Кейсы позволяют перевозить всего 6 "кирпичей"
Одна упаковка по 100 купюр любого номинала называется в среде инкассаторов "котлетой" (по банковскому термину "корешок"), а упаковка из 10 "котлет" - "кирпич". В банке он формируется вакуумным способом: из плотного целлофана, куда кладут "котлеты", выкачивается воздух, и деньги при этом сильно сжимаются. Получается плотная масса весом в 1,5 кг.
Новые кейсы с краской - на вид это обыкновенная "мыльница" из авиационного сплава алюминия с титаном. Там электронный замок, 2 ключа. Первый - у клиента, второй - у инкассатора. В большой кейс вмещается всего 6 "кирпичей". Если это будут стодолларовые купюры, в кейсе можно перевести полмиллиона долларов. Если купюры будут 100 или 500 рублевые (самые ходовые сегодня в России), то меньше миллиона рублей. То, что влезает сейчас в один мешок, придется разложить в 5 кейсов, нести которые один человек не сможет физически. Стоимость кейса - 3 тысячи евро. Расходы у банков увеличатся. Эксперты полагают, что только крупные купюры будут перевозить в новых саквояжах, а все остальные, как и раньше, - в мешках. Выиграет в этой истории только фирма, производящая кейсы, убежден эксперт.
__tp://www.newsmsk.com/article/01Jul2010/incass_color.html