Сон боксера марты
В квартире Москвичек Галины и Ирины Титович вот уже больше года спит летаргическим сном собака породы боксер по кличке Марта.
Услышав об этом не обычном явлении, я разыскал адрес и был потрясен рассказом о трагичной судьбе животного.
Она лежала на двух стульях, укрытая одеялом. Когда его приоткрыли показалась голова, частично в бинтах, с марлей на левом глазу. Признаков жизни никаких. Но и ощущения смерти тоже не было. Поверхность кожи на ощупь – замшевая, холодноватая, не магкая, но в то же время и не окостенелая.
Попала к нам марта, рассказывает Галина Петровна, - три года назад примерно в трехлетнем возрасте. Подобрали её ребятишки. Всю изрезанную, исколотую, точно прошла все круги ада. Она даже не могла сидеть. Видимо побывала в виварии, где над ней проводили какие-то опыты.
Как то я сказала сестре: «Передай мне пожалуйста иголку». Что тут началось, Марта заметалась, забегала, стала припадать на лапы, словно просила, буквально умоляла: «не надо иголку!».
Странно вела она себя и при появлении в доме врача в белом халате. Мы привыкли к ней, полюбили. Иногда она действительно вела себя, прямо как человек.
А сон?
Произошло это так, рассказывает Галина Петровна. Играя во дворе с другой собакой, сильным молодым боксером, очень тяжелым, Марта упала на спину, и тот случайно наступил ей лапой на живот. Появилось уплотнение которое как будто даже стало расти в размерах. Решили отвезти её к хирургу. Хирург провел операцию, но после неё сказал нам, «может быть через неделю говорить будет не о чем»
Началось воспаление. Кололи антибиотики, вроде помогло: стала есть, гулять. И вдруг... рвота. Исчезло дыхание И сердце не бьется. Решили, что умерла. Ведь мы тогда про летаргический сон не знали, даже не догадывались. Ну и положили её на болкон, на мороз, что бы утром похоронить.
Утром смотрим: тело не ледяное, а почти комнатной температуры, хотя на улице было -10. Стали звонить знакомым врачам, спрашивать как же так? Но все говорили, что собака погибла. Тело же теплое – от лекарств, такое, мол, в практике бывает.
Что оставалось делать? Взяли такси, отвезли марту за сто с лишним километров от Москвы и в лесу закопали в снег (почва промерзла).
Было это 20 февраля прошлого года. А через месяц Ирина поехала проверить, не потревожил ли кто могилу. Это было 23 марта, продолжает Ирина Петровна, я отгребла снег, открыла коробку ( а мы похоронили её в большой картонной коробке) и поразилась.. снаружи мороз минус пятнадцать, а внутри тепло. И собака как живая. И пасть розовая и розовый язык. Чудеса! Закрыла коробку, забросала снегом.
И через два дня опять приехала. Смотрю: сугроб частично обрушен – прямо таки обомлела! Очистила коробку от снега, заглянула внуть и вижу... следы борьбы. Сейчас уже понимаю, что произошло. Видимо пока меня не было, Марта проснулась, хотела выбраться.
Вернулась в Москву, стала опять всем названивать, спрашивать, что это такое может быть. Никто ничего не понимает. И мы решили привезти Марту обратно. Но пока Галя отпрашивалась с работы (это было 28 марта), я съездила туда ещё раз и .... чуть с ума не сошла: весь снег разворочен, забрызган кровью. Все перерыто, перетоптано, как будто здесь сражение происходило. И мелкие следы звериных лап, много следов, видимо куницы, ласки или хорька. А может быть крысы. И марта лежит... вся в крови и ранах.
Мы привезли собаку домой. Позвонили знакомому ветеринару. Он приехал, посмотрел. Спрашиваем: «Может животное с такими ранами жить?» «Может, но здесь видимо уже конец, хороните!» Вырыли мы на пустыре яму, примерно полтора метра глубиной. Завернули собаку в одеяло, положили в туже картонную коробку и закопали. А через пять дней я гуляла там и, когда проходила по тому месту, чувствовала какое-то беспокойство. Пришлось снова откапывать. И, как оказалось, не напрасно. Одеяло было все в крови. Развернули, а у собаки из ран сочиться свежая кровь! Может у трупа сочиться кровь?
Дома вновь звонки всем знакомым и незнакомым врачам, даже парапсихологам. Из института высшей нервной деятельности приезжала психолог Н. Шишканова. Посмотрела и была поражена, прямо-таки потрясение испытала.
Живая, значит, надо как-то кормить. А как? Уколами? Зондом? И что давать? Ведь ничего мы не знали.
Один знакомый ветеринар посоветовал через зонд пробовать разные питательные смеси, пока организм сам не выберет, что ему подходит.
Для подкожных инъекций питательные растворы с глюкозой. Организм сам определил оптимальную смесь – молоко с мёдом, всё остальное отвергал. А температура тела начала повышаться, примерно по полградуса в неделю. В конце мая тыльной стороной ладони уже можно было ощутить дыхание.
Были и пробуждения, первый раз марта проснулась в октябре, второй в январе, в конце февраля в третий. В марте и апреле ещё два раза. Обычно ночью. Последний раз проснулась 4 мая. Причем пробуждение началось не с дрожи как обычно, а с этакого потягивания. Попробовала даже встать на лапы. Видимо, её уже тянуло гулять. Значит начинают работать почки. А в конце мая стал восстанавливаться нос. Может быть, скоро проснется?
Во многие научные медицинские учреждения обращался за разъяснением феномена. И вот в клинике нервных болезней Первого медицинского института имени И. М. Сеченова. Здесь работает доктор наук Александр Моисеевич Вейн.
Конечно, это очень трогательная и необычная история, говорит Александр Моисеевич, комментируя мой рассказ о Марте, она ещё раз пробуждает добрые чувства к братьям нашим меньшим, что очень важно для воспитания молодежи. То есть во всей истории я вижу много нравственных моментов.
Что же касается научной стороны, то интересно, что такая вот особая форма реагирования обнаруживается не только у человека, но и у собак. К сожалению этот случай нам преподноситься на уровне рассказа, свидетельств очевидцев, но не на уровне научного медицинского обследования. Мне трудно говорить об этом конкретном случае, поскольку я врач и экспериментами с животными не занимаюсь. Поэтому выскажу только некоторые свои соображения.
Во первых, о животных, которые впадают в зимнюю или летнюю спячку. О зимней известно всем, но не все знают о летней, когда например, пустыня обезвоживается и многие её обитатели, что бы сохранить себе жизнь, засыпают до осени. Есть и такие которые в летней спячке проводят больше половины года по 8-9 месяцев. В этом случае вообще неясно, что у них является основным: состояние бодрствования или сна?
Смысл спячки в том, что организм переходит на другой уровень жизни – экономичный.
Что бы объяснить, что произошло с собакой, придется вернуться к человеку. Летаргические состояния людям давно известны. К сожалению, подобные случаи чаще находят отражение в искусстве, чем в науке. В казахской художественной литературе мы можем встретить описание случаев захоронения людей, спящих летаргическим сном, которые пытались выбраться из могилы. На эту же тему писали
-----------------------------------
к сожалению - продолжения это статьи у меня нет...
В связи с переездами я не успел допечатать, а бумажный и пожелтевший от времени источник с которого я перепечатывал..
исчез в неизвестном направлении..
- Подпись автора
---